Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №44

 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

196657, Санкт-Петербург, г.Колпино, Пролетарская ул., дом 52, лит.А, 

тел. 481-16-63, gdou44@ mail.ru ds44klp@ obr.gov.spb.ru

 

 

Исследовательский проект

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с ОВЗ

Выписка из протокола №3 заседания Совета развития образовательной системы Колпинского района Санкт-Петербурга от 23.01.2017 

Актуальность темы

Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в статье 43 Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012г., провозгласила недопустимость дискриминации в сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации, содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Поиск оптимальных путей сопровождения обучения и воспитания, создание условий для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья являются одной из задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания условий для получения качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей языков, методов и способов общения, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.

Исследования в области специальной педагогики и психологии, а так же опыт работы ГБДОУ детский сад №44 показывают, что современные подходы к обучению и воспитанию детей требуют максимальной индивидуализации, учёта потребностей каждого ребёнка в образовательном процессе.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей психофизического развития. Эту задачу возможно решать только на основе комплексной психолого-педагогического диагностики развития детей. Необходимость диагностики и составления индивидуального образовательного маршрута, согласно анализу работы ГБДОУ детский сад №44, обусловлено следующими факторами:

1. С каждым годом не уменьшается, а растёт число детей с отклонениями в развитии, в связи с чем, затрудняется проведение диагностики с целью построения образовательной траектории.

2. Для построения полноценного образовательного процесса педагогам нашего ДОУ необходимо учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

3. Потребность администрации ГБДОУ детский сад №44 в построении эффективного образовательного процесса с учётом знания особенностей воспитанников, учёта индивидуально-дифференцированного подхода к проведению коррекционной работы.

4. ФЗ-273 предусматривает право родителей на получение объективной и достоверной информации о проблемах и достижениях ребёнка, о намеченном индивидуальном образовательном маршруте и прогнозе в развитии ребёнка, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

В ГБДОУ детский сад №44 коррекционный процесс строится на основе индивидуального и дифференцированного подхода с учётом принципов общей и специальной педагогики, и он остаётся главным для проведения воспитательно-образовательной и коррекционной работы. Но, для определения более эффективных путей психолого-педагогического сопровождения коррекционной работы недостаточно знаний индивидуальных психофизиологических особенностей детей с разной структурой дефекта, которые описаны в научной литературе, а так же необходима информация о путях индивидуального образовательного маршрута для данного ребёнка.

Таким образом, суть данной исследовательской работы - поиск средств, путей и механизмов реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть выражено в индивидуальной программе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья или иначе - индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

 

Цель проекта: создать модель вариативного индивидуального образовательного маршрута ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 

Задачи проекта:

1. Проанализировать системы комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.

2. Разработать технологию составления Индивидуального образовательного маршрута внутреннего и внешнего вида для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.

3. Разработать модель взаимодействия специалистов ДОУ и образовательных партнеров в условиях психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

 

Ключевые направления реализации проекта:

1. Нормативно-правовое обеспечение индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

2. Диагностическое обеспечение для выявления и сопровождения вариативных образовательных потребностей.

3. Вариативные модели (образовательные технологии и формы) реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

4. Педагогическая компетентность в соответствии с требованиями профессионального стандарта по обеспечению работы с детьми с вариативными образовательными потребностями.

 

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

I этап - подготовительный: сентябрь -декабрь 2016 г.

II этап - преобразующий: январь - май 2017 г.

III этап - содержательный: май 2017 г. - май 2019 г.

IV этап - аналитический: июнь 2019 г. - декабрь 2019г

 

Продолжительность проекта - 3 г.

 

I этап - подготовительный: сентябрь - декабрь 2016 г.

Создание организационно-педагогических условий для разработки проекта.

Оценка компетентности и инновационного потенциала педагогов ДОУ.

Конкретизация целей и задач исследовательского проекта в рамках кластера.

Мониторинг профессиональных интересов членов педагогического коллектива.

Создание творческого коллектива участников, определение полномочий.

Изучение особенностей готовности ДОУ и педагогического коллектива к реализации опытно-экспериментальной работы.

Создание профессионально-педагогической атмосферы сотрудничества в детском саду в условиях исследовательской деятельности.

Внедрение системы мониторинга профессиональных интересов педагогов ДОУ.

Создание страницы на сайте ДОУ, освещающей процесс работы над исследовательским проектом;

II этап - организационно-проектировочный: январь 2017 - май 2017 г.

Определение содержания направлений деятельности и подбор программно-методического обеспечения деятельности кластера

Посещение выставок, анализ публикаций, каталогов с целью дальнейшего подбора материалов и оборудования Заседание творческого коллектива, выработка направлений кластера, подбор программно-методического обеспечения;

Создание электронных презентаций по основным направлениям деятельности.

Выявление и обобщение организационно-педагогических условий работы образовательного кластера  

Публикации педагогов ДОУ на тему индивидуализации образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Участие в тематических семинарах, круглых столах, конференциях, педагогических марафонах.

Районный обучающий семинар для педагогов района на базе ЦППРИК Колпинского района «Порядок создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации»

II этап май 2017-май 2019

Освоение участниками основных понятий темы, концептуальных подходов к проблеме индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Изучение педагогами психолого-педагогической литературы с последующей презентацией.

Изучение педагогами психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы по теме исследования в режиме самообразования.

 

Аналитический обзор материалов по проблеме исследования на основе итогов самообразования педагогов (семинар с элементами презентации и взаимообучения педагогов района

Обобщение и структуризация нормативных документов по организации ПМПК ДОУ для детей с ОВЗ.

Районный обучающий семинар для педагогов района на базе ЦППРИК Колпинского района «Реализация интегративного подхода в контексте воспитания дошкольников с ОВЗ» Выступление педагогов ДОУ на конференции в АППО: «Я в мир удивительный этот пришел» на тему психолого-педагогического сопровождения ребенка

   

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"